?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

О том, разрешать ли ребенку пользоваться планшетом и какими будут последствия



«У нас дома больше не живет iPad! — недавно выдохнула с чувством выполненного долга моя знакомая. — Мы просто сказали детям, что планшеты в ремонте — и все. Представляешь, они больше о них не спрашивают. Уже неделю. Это просто чудо!»


Да уж, действительно, чудо. Недавно я решила провести вечер в компании двухлетнего сына моей подруги. Отпустила его родителей в кино. Когда я пришла, малыш безмятежно спал и был похож на ангела. «Проблем не возникнет», — решила я. Но потом это чудо проснулось и потребовало: «Тифон!» Кто такой «Тифон», я не знала. Может быть, кот? Или игрушечный енот? Игра в угадайку продолжалась на протяжении получаса. Я перепробовала все! Пыталась отвлечь малыша, пела, показывала фокусы, рассказывала сказки, устроила кукольный театр. А потом позвонила его маме и узнала, что «тифон» — это телефон или планшет. Не выдержала я конкуренции с гаджетами. Как только «тифон» попал в руки ребенка, он успокоился и с любовью погладил электронного друга.

Что касается знакомой, в чьей семье iPad — персона нон грата, она из обеспеченных мам-перфекционистов. Обязательные пароварка, фермерская курочка, каждый день новое меню из пяти блюд, не говоря уже о штате репетиторов и прочего домашнего персонала. Правда, несмотря на четко структурированное детское расписание, планшетомания взяла свое и там. Увлекшись игрой с гаджетами, не по годам развитые, объездившие уже полмира веселые и подвижные дети знакомой — девочка и мальчик (им шесть и четыре года) — становились, по ее собственным словам, похожи на зомби. Они забывали о месте и времени, о голоде и жажде, и вообще ни на что не реагировали. Даже на крик. А попытки оторвать малышей от iPad часто кончались истерикой.

Зависимость от гаджетов — это сейчас болезнь каждого второго человека в мире. Но по-настоящему страшно становится, когда это касается детей. В лондонской клинике Capio Nightingale Hospital, где уже шесть лет работает реабилитационный центр для подростков, страдающих зависимостью от гаджетов, появился самый маленький пациент. В больничной палате оказалась 4-летняя девочка, которая наотрез отказывалась расстаться с планшетом. Выяснилось, что ровно год назад продвинутые родители подарили его дочери, чтобы хоть как-то «нейтрализовать» чересчур активное чадо.



Курс реабилитации займет 28 дней и обойдется ни много ни мало в 25 тысяч долларов. По словам лечащего врача малышки, доктора Ричарда Грэхама, ситуация не такая уж и редкая, и число маленьких пациентов, страдающих зависимостью от гаджетов, растет с каждым днем.

Сыну моей подруги «тифон» надоел минут через 15, и мы начали играть в машинки. Позже, как на исповеди, подруга призналась, что впервые дала малышу планшет, чтобы поспать с утра «лишние» 10 минут. Вот такая ужасная мать! «Максимум через 15 минут планшет или “тифон” обычно теряет актуальность: сынишке становится скучно, — продолжала оправдываться она. — Большое количество приложений я пока не загружаю, а два-три имеющихся ребенку быстро надоедают. Мультики тоже пока не наша тема».


Днем она кладет "апэд" и "тифон" туда, куда малышу не дотянуться, — иначе скандалов и слез не избежать. Непонятно, что будет дальше, но исключать гаджеты из жизни сына совсем ей бы не хотелось. Хотя истории про радикальные табу на компьютер мы в последнее время слышим все чаще и чаще.


Правильно ли это? Цифровые устройства уже давно часть быта, назад пути нет. Возможно, к тому времени, когда наши дети пойдут в школу, обучение практически полностью будет компьютеризировано. А на смену iPhone придет практически невидимый встроенный механизм, подобный тому, каким пользуются герои футуристической мелодрамы «Она» Спайка Джонса.


Сыну моей подруги «тифон» надоел минут через 15, и мы начали играть в машинки. Позже, как на исповеди, подруга призналась, что впервые дала малышу планшет, чтобы поспать с утра «лишние» 10 минут. Вот такая ужасная мать! «Максимум через 15 минут планшет или “тифон” обычно теряет актуальность: сынишке становится скучно, — продолжала оправдываться она. — Большое количество приложений я пока не загружаю, а два-три имеющихся ребенку быстро надоедают. Мультики тоже пока не наша тема».


Днем она кладет "апэд" и "тифон" туда, куда малышу не дотянуться, — иначе скандалов и слез не избежать. Непонятно, что будет дальше, но исключать гаджеты из жизни сына совсем ей бы не хотелось. Хотя истории про радикальные табу на компьютер мы в последнее время слышим все чаще и чаще.


Правильно ли это? Цифровые устройства уже давно часть быта, назад пути нет. Возможно, к тому времени, когда наши дети пойдут в школу, обучение практически полностью будет компьютеризировано. А на смену iPhone придет практически невидимый встроенный механизм, подобный тому, каким пользуются герои футуристической мелодрамы «Она» Спайка Джонса.

Но чересчур нежные отношения ребенка и «апэда» все же настораживают. И еще настораживает доступность и (условная) эффективность digital-няни. Дать ребенку на время планшет и заняться своими делами действительно большое искушение.


Я пообщалась на эту тему с детским психологом Ольгой Колесник. Она тоже против «запретного плода». (Естественно, за исключением игр, где присутствуют насилие и жестокость: для психики малышей они опасны, так как маленький ребенок не в состоянии отличить виртуальный мир от настоящего и может начать копировать такое поведение в реальной жизни.) Еще психолог не рекомендует использовать гаджеты как поощрение («Вот съешь кашу — и получишь iPad») или их запрет в качестве наказания. Вообще главное в контакте ребенка с компьютером — мера. Для детей до семи лет это не более 20 минут дважды в день. (Хотя я считаю, что и это много, по крайней мере для двухлеток.) А потом, по идее, их нужно хитро чем-нибудь отвлечь. «Фразы “У тебя есть полчаса” или “Через 20 минут выключаем компьютер” будут понятны только детям старшего возраста, — добавляет Колесник. — Малышам лучше предложить альтернативное занятие, например прогулку на детской площадке».

Кстати, об альтернативных занятиях. Лучшая замена компьютеру, разумеется, мама. Или папа, бабушка, няня и прочие люди из ближнего окружения, способные проявить по отношению к ребенку эмпатию и с которыми ему интересно. Если правильные компьютерные игры могут способствовать интеллектуальному развитию, например совершенствовать когнитивные навыки, то эмоционально мы развиваемся только в процессе живого общения. Ведь еще не появился робот, который дарит любовь.


А в целом большинство ученых считают, что гаджеты — если общаться с ними с умом — скорее полезны, нежели вредны. Интерактивные устройства: игры, обучающие приложения — в этом смысле на порядок лучше телевизора и вообще любого пассивного времяпрепровождения наедине с компьютером. Интерактивные занятия помогают развить быстрое, дробное, многозадачное, креативное мышление, без которого в современном мире никуда. Меня, правда, пугает очень низкая способность фокусироваться, свойственная сегодняшним детям и многим гаджетозависимым взрослым (я не исключение). Но тут важно уметь по-настоящему заинтересовать ребенка чем-то. Я знаю детей, которые очень любят читать, писáть и ходить в театр, для них реальный мир намного интереснее виртуального, и это, конечно, заслуга их неравнодушных и любящих родителей!


Профиль

karina_great
Карина Ларина

Календарь

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Яндекс.Метрика








Разработано LiveJournal.com